МБОУ "Школа № 118 г. Донецка"
город Донецк, ДНР
  • Педагог-психолог

    Классный час в школе

    «МЫ ПОХОЖИ, НО МЫ РАЗНЫЕ»

    Цель: формировать положительные установки у обучающихся в отношении детей с аутизмом, толерантное отношение к детям с особенностями психофизического развития.

    Задачи:

    1. Познакомить учащихся с особенностями детей с аутизмом;
    2. Учить детей общаться с разными детьми;
    3. Воспитывать понимание ценности каждого человека.

    Оборудование: мультимедийная доска, наушники, карточки, капельки дождя.

    Ход занятия.

    Беседа «Окружающие меня люди» 

    Представьте, что наступила весна. В это время года все с нетерпением ждут прилета птиц, появления первых цветов, первых листочков на деревьях. При наблюдении мы понимаем, что не бывает одинаковых листочков даже на одном дереве – они все разные, все отличаются друг от друга, каждый красив по-своему.

    Посмотрите друг на друга. Есть ли среди вас хотя бы двое, похожих друг на друга?

    Поднимите руку те, кто сам для себя выбирал хоть одну часть своего тела: ухо или ресничку, глаз или рот…

    Вывод: все дети (все люди) разные. В чем-то они похожи, но различия есть обязательно. В каждом есть что-то своё интересное, симпатичное.

    Люди отличаются друг от друга не только внешне, но и обладают они разными качествами.

    Скажите, а какие из качеств вам нравятся в людях?

    Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к ним придираются. Стремясь быть сильными, часто люди всё же остаются в одиночестве.

    Как быть в этой ситуации?

    Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.

    Какие же качества мы ценим в людях больше всего?

    А каким быть легче – добрым или злым?

         У меня для вас есть загадки. Попробуйте отгадать их.

    Крупно, дробно зачастил,

    Всю землю напоил.

    ***

    Меня частенько

    Просят, ждут,

    А только покажусь,

    Так прятаться начнут.

    ***

    Шумит он в поле и в саду,

    А в дом не попадёт.

    И никуда я не иду,

    Покуда он идёт.

    ***

    Не пешеход, а идёт.

    Мокнут люди у ворот.

    Ловит дворник его в кадку.

    Очень трудная загадка?

    (Дождь)

        - Да, правильно речь идёт о дожде. Ребята, а вы любите смотреть, как идёт дождь?

    (ответы детей)

    - Кому-то это занятие покажется скучным, кого-то успокоит. А есть такие люди, которых называют «людьми дождя». Они другие, но от этого они не хуже нас. Давайте посмотрим один видеоролик, который называется «Мы просто другие». (https://www.youtube.com/watch?v=zb3cS8fl9dE)

    (Обсуждение видеоролика)

    - В песне поётся «попытайтесь нас просто понять». Давайте попытаемся детей с аутизмом просто понять, и узнаем о таких необычных детях, и просто поймём с вами, чем мы с вами можем им помочь.

    Немного статистики:

    На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 6,5 миллионов аутистов. Только за последние 30 лет статистика этого заболевания резко увеличилась: по данным «Всемирной организации аутизма», в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Аутизм называют болезнью 21 века и главной загадкой третьего тысячелетия.

    В основном, аутисты – мальчики. У девочек аутизм встречается редко, 5-7 случаев на 100 человек.

    Так почему же АУТИСТЫ – ДЕТИ ДОЖДЯ?

    1 версия

    «Человек дождя» — так называется известный американский фильм, где главного героя звали Рэймонд, а его брату Чарли (Том Круз) в детстве слышалось его имя как Rain Man (англ. Человек дождя). Рэймонд был по сценарию аутистом с феноменальными математическими способностями. Он запросто производил в уме сложнейшие арифметические расчеты. Но в то же время он, словно пятилетний малыш, не в состоянии пойти в магазин за покупками. Его блестяще играет Дастин Хоффман.

    После этой киноленты появилась даже фраза: «Гении — это люди дождя».

    Почему АУТИСТЫ – ДЕТИ ДОЖДЯ?

    2 версия

    «Людьми дождя" их звали задолго до одноимённого фильма. Было замечено, что в большинстве своём аутисты очень любят смотреть на дождь - только без грозы, грома и молнии. Для примера: все "нормальные" люди, когда хочется побыть наедине, тоже к дождю неравнодушны.

    Аутисты видят мир иначе, чем мы. Об этом следующий видео-ролик:

    Мир глазами аутиста https://www.youtube.com/watch?v=MgchJtKvy8I.


    Как вы поняли, этим детям трудно выразить свои желания и эмоции. Внешне мы похожи, но мы разные.

    Я предлагаю вам поучаствовать в эксперименте. У меня есть наушники, в них вы услышите очень громкий шум улицы. Вы должны без рук, т.е. жестов показать окружающим то, что я вам написала на листочках. Участвуют только ваши глаза. В наушниках очень громкая музыка «шум улицы». Мы создадим условия, в которых находятся аутисты каждый день.

    Итак, нужно изобразить «Мне страшно», «У меня аутизм».

    (дети столкнутся с трудностями в изображении, т.к нельзя использовать жесты)

    Вывод:

    - Людям с аутизмом очень сложно, часто невозможно добиться понимания. Большинство аутистов обладают повышенной чувствительностью к различным звукам. Люди с аутизмом живут с этим всю жизнь.

    2 апреля во всем мире зажгутся синие огни. Синий цвет — символ борьбы с аутизмом.   

     Знаменитые аутисты.

               Многие выдающиеся личности страдали различными формами аутизма. Среди них: композитор-Моцарт; ученые - Эйнштейн,  Ньютон,  Кант, Сократ, Дарвин; художники- Леонардо да Винчи,   Пабло Пикассо; писательница-  Агата Кристи и д.р.

               Известные аутисты современности: мультипликатор- Сатоси Тадзири; футболист – Лионель Месси; джазовый музыкант- Дарек Паравичини; математик - Григо́рий  Перельма́н.

               В народе это состояние часто называют «Болезнь гениев. Аутисты- наделены удивительной способностью запоминать цифры, факты, события, мельчайшие детали. Также они с легкостью могут проводить в уме сложнейшие математические вычисления.  

              Самый известный аутист современности –  основатель корпорации «Microsoft» Билл Гейтс.  В США семья, имеющая ребенка с диагнозом «аутизм», получает от компании «Microsoft» 10 тысяч долларов в год на коррекционное лечение. А почти 45% ведущих программистов «Microsoft» -  аутисты.

               С проблемой аутизма сталкиваются не только обычные семьи, но и знаменитости, у которых страдают этим заболеванием дети: сын композитора К. Меладзе, сын оперной певицы А.Нетребко, сестра Н. Водяновой и т.д.  Аутизм распространен независимо от национальности, культуры, вероисповедания и уровня жизни. В моей семье тоже живет такой ребенок - аутист, это мой брат (см. Видеоролик «Мы просто такие…»  

    Творчество аутистов

               Дети с аутизмом проявляют способности -   к рисованию, музыке, конструированию, к сочинению стихов. Рисунки нарисованы детьми разного возраста, характера и темперамента. Их объединяет одно – аутизм - неумение общаться, оторванность от внешнего мира, погруженность в себя.

               Подмосковье живет девушка - аутист Соня Шаталова с особым поэтическим талантом и недоступным для многих «здоровых» людей пониманием нашего мира. Соня не умеет разговаривать, она полностью изолирована от внешнего мира и неконтактна. У Сони тяжелая форма аутизма. Врачи говорили, о ее глубокой умственной недостаточности, пока семилетняя Соня не взяла в руки ручку. Выяснилось, что Соня умеет читать и писать (ее этому никто не учил), у нее абсолютная грамотность и фотографическая память.  

               Пути и способы помощи детям с аутизмом.

               ПАТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ                           

    Главное в общении с детьми - аутистами не бояться их, они сами Вас боятся.

    Не нарушать их личное пространство.

    Не брать без спроса личные вещи.

          Не говорить громко и не кричать в присутствии ребенка аутиста.

    Не обращать внимание на поведение таких детей.

        Аутист сам пойдет на контакт, если захочет.

    Давайте будем внимательнее и добрее!!!!!

    Заключительное слово учителя

    Если люди будут обладать такими качествами, как доброта, милосердие, отзывчивость, чуткость, сострадание, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга.

    Ради чего людям, живущим на одной планете, ненавидеть друг друга, воевать и ссориться? Все люди хотят быть счастливы, иметь детей, спокойно работать, весело отдыхать, иметь друзей.

    Надо очень любить этот мир, любить его таким, каков он есть. Надо раскрыть ему душу и слиться с ним, делая что – то здесь и сейчас, что сделает мир хоть капельку лучше и добрее. Тогда только вся планета станет твоей, ты поймешь ее тайны и поймешь самого себя. И очень важно, чтобы рядом были ваши друзья.

    Нужно уметь дружить и соблюдать законы дружбы.

    Ребята, посмотрите на человечков, которых вы сделали.

    Что у них общего? (Голова, руки, ноги.)

    Чем они отличаются? (Одеждой, прической, цветом волос, цветом глаз)

    Совершенно верно, все мы разные, у каждого есть свои особенности. Не говоря о внутреннем мире. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что все мы ЛЮДИ. У нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен остальным.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie